"По  моему мнению,
театр не стал  лучше, чем  он  был  ЗО-4О  лет назад.  По-прежнему ни  в  театральных
коридорах, ни в фойе я никак не могу найти  стакана чистой воды. По-прежнему
капельдинеры  штрафуют  меня  за мою  шубу на двугривенный,  хотя  в ношении
теплого платья зимою нет  ничего предосудительного. По-прежнему  в антрактах
играет без всякой надобности музыка, прибавляющая к впечатлению, получаемому
от пьесы, еще новое, непрошенное.  По-прежнему  мужчины в антрактах  ходят в
буфет пить спиртные напитки. Если не видно  прогресса в мелочах, то напрасно
я стал  бы  искать его и  в крупном. Когда актер,  с головы до ног опутанный
театральными   традициями  и  предрассудками,   старается   читать  простой,
обыкновенный монолог "Быть или не быть" не просто,  а почему-то непременно с
шипением и с судорогами во всем теле, или когда он старается убедить меня во
что бы то  ни стало, что  Чацкий, разговаривающий много с дураками и любящий
дуру, очень умный  человек и что "Горе от ума" не скучная пьеса,  то на меня
от сцены  веет тою же  самой  рутиной, которая  скучна мне была  еще  40 лет
назад, когда меня угощали  классическими  завываниями и биением по персям. И
всякий раз выхожу я из театра консервативным более, чем когда вхожу туда.
   
Сантиментальную и  доверчивую толпу можно убедить в  том, что  театр  в
настоящем его виде есть школа. Но кто знаком со школой в истинном ее смысле,
того на эту удочку не поймаешь. Не знаю, что будет через 50-100 лет,  но при
настоящих условиях театр может служить  только развлечением. Но  развлечение
это слишком  дорого для того, чтобы продолжать пользоваться им. Оно отнимает
у  государства  тысячи молодых,  здоровых и  талантливых  мужчин  и  женщин,
которые,  если бы не посвящали себя театру, могли бы быть  хорошими врачами,
хлебопашцами, учительницами, офицерами; оно отнимает у публики вечерние часы
-- лучшее время для умственного труда  и товарищеских бесед. Не говорю  уж о
денежных затратах и о тех нравственных потерях,  какие несет зритель,  когда
видит на сцене неправильно трактуемые убийство, прелюбодеяние или клевету".

А.П. Чехов. "Скучная история" (Из записок старого человека).
1889г.